Все о рабочих программах
В связи с многочисленными вопросами учителей-предметников о рабочих программах, их разработке м оформлению, предлагаем Вам, для ознакомления, информацию по этому вопросу...
В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996)
сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится
«разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?
Основными документами, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является:
- государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент).
- базисный учебный план школ РФ, который содержит:
1) распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям.
2) по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы.
3) на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план.
4) каждый же учитель, опираясь на все вышеперечисленные источники, на
основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу,
т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного
образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем
для своей деятельности) документом.
«Рабочая программа» - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условии,
образовательных потребностей и особенностей развития, обучающихся
педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на
основе ГОСа».
Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
-
состояние здоровья учащихся;
-
уровень их способностей;
-
характер учебной мотивации;
-
качество учебных достижений;
-
образовательные потребности;
-
возможности педагога;
-
состояние учебно-методического и материально-технического
-
обеспечения образовательного учреждения.
Понятия о программах и требования к их оформлению
1. Образовательная программа – это документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, на основании которого разрабатываются соответствующий учебный план и учебные программы входящих в учебный план дисциплин. Она является элементом системы образования РФ. Эта система представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности.
Образовательные программы в РФ подразделяются на:
- общеобразовательные (основные и дополнительные);
- профессиональные (основные и дополнительные).
2. Учебная программа – документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретной дисциплине, предмету (курсу). Она разрабатывается в рамках конкретной образовательной программы в соответствии с её направленностью и уровнем. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных (типовых) учебных программ.
Примерные (типовые) учебные программы – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету.
3. «Рабочая программа» - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Требования к оформлению образовательных и учебных программ
Текст ОП (УП) включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание курса.
5. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
6. Перечень учебно-методического обеспечения.
7. Список литературы.
8. Данные об авторе (авторах).
9. Аннотация.
Каждый раздел ОП (УП) строго обязателен, все структурные элементы
программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Пояснения к элементам структуры
1. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий
сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание,
место в образовательном процессе, адресность.
2. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий
актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также
методы и формы решения поставленных задач (практическое задания,
самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их
проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные
данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были
использованы при составлении программы.
В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание
и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на
изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы
контроля и возможные варианты его проведения.
Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества
подготовка учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо
указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие
результатов образования целям и задачам обучения.
3. Учебно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий
наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические
и практические занятия), Составляется в виде таблицы:
..............................................................................................................................................
№ наименование темы Общее кол-во часов теория практика
.............................................................................................................................................
1. Введение 10 4 6
2. ...............
.............................................................................................................................................
Итого: 52 36 16
.............................................................................................................................................
4. Содержание курса - структурный элемент программы, включающий
толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.
5. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной
программе - структурный элемент программы, определяющий основные
знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе
изучения данного курса.
6. Перечень учебно-методическое обеспечения - структурный элемент
программы, который определяет необходимые для реализации данного курса
методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический
материал.
7. Список литературы - структурный элемент программы, включающий
перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого
произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать
требованиям к библиографическому описанию.
Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М:
Просвещение. 2006.
Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса
Материал подготовил директор МОУ СОШ №13 Суверова С.И