Суббота
23.11.2024
22:36
Праздники дня
Форма входа
Поиск
Разное
  • NET-школа

  • МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"


    Сивухина Оксана Александровна

    Стаж работы – 8 лет
    Специальность – учитель начальных классов с дополнительной специализацией учитель физической культуры
    Квалификация – учитель начальных классов.
    Повышение квалификации – 2007г. по теме: «Реализация инновационных программ: проектирование профессиональной деятельности педагога предшкольного образования»; 2008г. по теме: «Использование ИКТ и Интернет – технологий в современном образовательном процессе».
    Тема самообразования – «Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников».



    В 2008г.  принимали участие во II Краевом экологическом конкурсе «Как прекрасен этот мир, посмотри!». За участие дети отмечены дипломами II степени.

    Работа по теме самообразования

    Над данной темой начала работу в сентябре 2008г. На мой взгляд выбранная тема отражает следующие направления:
    1. Обеспечение качества
    2. Обновление структуры и содержания образования
    3. Предпрофильная и профильная подготовка
    4. Отработка различных механизмов.

    Закономерности личностно – ориентированного образования

    1. Элементом проектирования становится НЕ фрагмент учебного материала, а событие в жизни личности. Учебно-познавательные мотивы – в практической деятельности сталкиваются с трудностями (что может выполнить, но что не может выполнить, почему не может?, тогда чему надо учиться?). Признак: когда никто не заставляет, а он делает.
    2. Проектирование обучения становится совместной деятельностью   учителя и ученика.
    3. Стирается грань между содержательными и процессуальными   аспектами обучения: процесс становится источником личностного  опыта.
    4. Обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.

    Цель начального образования: развитие личности ребенка в учебной деятельности.

    Учебная деятельность – в ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Результатом учебной деятельности в процессе которой проходит усвоение научных понятий – это прежде всего изменение самого ученика, его развитие, приобретение им новых способов действий с научными понятиями: понимание математики как особого языка, с помощью которого описываются определенные свойства окружающего мира; умение пользоваться знаковой системой математики, правилами, понятиями и т.д.

    Учебная деятельность – деятельность по самоизменению; ее продукт – это те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте.

    Системообразующим компонентом учебной деятельности является:
    1.    Учебная задача:
     - вариант принятия учебной задачи: Что это такое? Как возникает? Из  чего состоит?
    2. Планирование решения учебной задачи, т.е. выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению учебной задачи, необходимых для этого средств и этапов.
    - На какие вопросы нам следует ответить?
    - Что будем делать сначала? Что потом?
    - Что мне поможет решить проблему?
    - Сколько времени потребуется?
    - Для выполнения этого задания составил такой план действий, приведет ли он к цели?
    - Как изменится план работы, если изменить так?
    3. Поиск и построение способа решения учебной задачи
    4. Контроль и оценивание:
     - Что будешь контролировать?
     - Соответствуют ли твои действия целям и условиям задачи?
     - Что вызвало трудности в работе над…?
     - Что помогло их преодолеть?
     - Что значит, подготовится к уроку, к контрольной работе?
     - За какой помощью в учебной работе ты обратишься к товарищу, к учителю?
     - Из приведенного перечня действий выбери те, которые относятся…..
     - Расскажи друг другу об изучении…. используя этот план.
     - Охарактеризуй по такому плану изучение….
     - Работая с товарищем, придумайте такие задания, которые бы связывали  (указать содержание учебного материала).
     - Проверьте правильность выполнения задания (взаимоконтроль и  взаимооценка).


    Действия контроля неразрывно с оценкой.
    Оценить – значит выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.
    Вопросы для ребенка, помогающие освоить рефлексивное оценивание:
      - Что нового узнал?
      - Чему научился?
      - Насколько продвинулся к цели?
      - Как решил учебную задачу?
      - Что можно изменить в ……?
    Задания на прогностическую оценку:
      - Что из этого ты сможешь выполнить сразу?
      - Для выполнения, каких заданий потребуется помощь?
    Задания на ретроспективную оценку:

      - Готов ли ты к ответу, контрольной работе?
      - Отметь задания, которые показались для тебя трудными?
      - Сравни свое мнение с тем, что было раньше? Что изменилось?
      - Чему ты научился, выполняя задание?
      - Над какими вопросами тебе еще надо поработать?
      -Насколько достиг цели?
      -Представь, что тебе предложили назвать тему урока. Обоснуй свой выбор.


    Таксономия задач учебной деятельности

    1.    Введение в школьную жизнь. Профессия – школьник.
         -    Дид. игры: Назови слово со звуком….. Назови похожее на…..
    Кто быстрее? Математическое лото, ребусы.
         -    Выдели, что тебе удалось написать наиболее красиво; что у тебя   
    хорошо получилось? Чем можешь гордиться? Какую трудную задачу ты бы      
     смог решить?
    - Как я расслабляюсь? Как я настраиваюсь на работу? Как я поднимаю себе настроение?
    Задания для создания самостоятельного поиска:
    - Подготовь рассказ для класса о……. Что ты знаешь из других книг о….?
    Придумай сказку, рассказ о …. В каких книгах можно узнать о….?
    Придумай (подбери) задания по теме для….?
    - Выбери то задание из предложенных, которое хочешь (сможешь) выполнить. Выбери из решенных тобой задач наиболее понравившиеся. Что тебе понравилось в них?
    Задания на развитие мотивации способов учения:
    - Зачем (почему) ты хочешь узнать о….. Какие цели ты ставишь перед собой, выполняя такие задания? Как ты можешь найти ответ на этот вопрос?
    Задания для развития мотивов сотрудничества с одноклассниками:
    - Как будем выполнять это задание: каждый попробует сам, в группе или вместе?
    - Какие задания выбираешь для того, чтобы…?
    - Какую работу в группе, паре ты хочешь выполнить?
    - Какой вопрос возник? Кому ты его адресуешь? Как лучше организовать работу над….? Почему?
    - Выбери и выполни те задания, которые тебе больше нравятся. Что тебя  привлекает в них?


    Цели начальной школы

    1.    Охрана укрепления физического и психического здоровья детей.
    2.    Сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
    3.    Формирование у младших школьников желания и умения учиться.
    4.    Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

    Организация деятельности:
    Умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства, определять последовательность действий (отвечать на вопрос «Как я это делаю?»). Владеть способами контроля и оценки деятельности (отвечать на вопрос «Правильно ли я это делаю?»). Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. Пытаться предвидеть трудности. Учебное сотрудничество: умение работать в группе (договориться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правила и культура взаимодействия.
    Личностно-ориентированное обучение требует не планирование, а проектирование.