Сивухина Оксана Александровна
Стаж работы – 8 лет |
В 2008г. принимали участие во II Краевом экологическом конкурсе «Как прекрасен этот мир, посмотри!». За участие дети отмечены дипломами II степени.
Работа по теме самообразования
Над данной темой начала работу в сентябре 2008г. На мой взгляд выбранная тема отражает следующие направления:
- Обеспечение качества
- Обновление структуры и содержания образования
- Предпрофильная и профильная подготовка
- Отработка различных механизмов.
Закономерности личностно – ориентированного образования
- Элементом проектирования становится НЕ фрагмент учебного материала, а событие в жизни личности. Учебно-познавательные мотивы – в практической деятельности сталкиваются с трудностями (что может выполнить, но что не может выполнить, почему не может?, тогда чему надо учиться?). Признак: когда никто не заставляет, а он делает.
- Проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика.
- Стирается грань между содержательными и процессуальными аспектами обучения: процесс становится источником личностного опыта.
- Обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
Цель начального образования: развитие личности ребенка в учебной деятельности.
Учебная деятельность – в ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Результатом учебной деятельности в процессе которой проходит усвоение научных понятий – это прежде всего изменение самого ученика, его развитие, приобретение им новых способов действий с научными понятиями: понимание математики как особого языка, с помощью которого описываются определенные свойства окружающего мира; умение пользоваться знаковой системой математики, правилами, понятиями и т.д.
Учебная
деятельность – деятельность по самоизменению; ее продукт – это те
изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте.
Системообразующим компонентом учебной деятельности является:
1. Учебная задача:
- вариант принятия учебной задачи: Что это такое? Как возникает? Из чего состоит?
2. Планирование решения учебной задачи, т.е. выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению учебной задачи, необходимых для этого средств и этапов.
- На какие вопросы нам следует ответить?
- Что будем делать сначала? Что потом?
- Что мне поможет решить проблему?
- Сколько времени потребуется?
- Для выполнения этого задания составил такой план действий, приведет ли он к цели?
- Как изменится план работы, если изменить так?
3. Поиск и построение способа решения учебной задачи
4. Контроль и оценивание:
- Что будешь контролировать?
- Соответствуют ли твои действия целям и условиям задачи?
- Что вызвало трудности в работе над…?
- Что помогло их преодолеть?
- Что значит, подготовится к уроку, к контрольной работе?
- За какой помощью в учебной работе ты обратишься к товарищу, к учителю?
- Из приведенного перечня действий выбери те, которые относятся…..
- Расскажи друг другу об изучении…. используя этот план.
- Охарактеризуй по такому плану изучение….
- Работая с товарищем, придумайте такие задания, которые бы связывали (указать содержание учебного материала).
- Проверьте правильность выполнения задания (взаимоконтроль и взаимооценка).
Действия контроля неразрывно с оценкой.
Оценить – значит выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.
Вопросы для ребенка, помогающие освоить рефлексивное оценивание:
- Что нового узнал?
- Чему научился?
- Насколько продвинулся к цели?
- Как решил учебную задачу?
- Что можно изменить в ……?
Задания на прогностическую оценку:
- Что из этого ты сможешь выполнить сразу?
- Для выполнения, каких заданий потребуется помощь?
Задания на ретроспективную оценку:
- Готов ли ты к ответу, контрольной работе?
- Отметь задания, которые показались для тебя трудными?
- Сравни свое мнение с тем, что было раньше? Что изменилось?
- Чему ты научился, выполняя задание?
- Над какими вопросами тебе еще надо поработать?
-Насколько достиг цели?
-Представь, что тебе предложили назвать тему урока. Обоснуй свой выбор.
Таксономия задач учебной деятельности
1. Введение в школьную жизнь. Профессия – школьник.
- Дид. игры: Назови слово со звуком….. Назови похожее на…..
Кто быстрее? Математическое лото, ребусы.
- Выдели, что тебе удалось написать наиболее красиво; что у тебя
хорошо получилось? Чем можешь гордиться? Какую трудную задачу ты бы
смог решить?
- Как я расслабляюсь? Как я настраиваюсь на работу? Как я поднимаю себе настроение?
Задания для создания самостоятельного поиска:
- Подготовь рассказ для класса о……. Что ты знаешь из других книг о….?
Придумай сказку, рассказ о …. В каких книгах можно узнать о….?
Придумай (подбери) задания по теме для….?
- Выбери то задание из предложенных, которое хочешь (сможешь) выполнить. Выбери из решенных тобой задач наиболее понравившиеся. Что тебе понравилось в них?
Задания на развитие мотивации способов учения:
- Зачем (почему) ты хочешь узнать о….. Какие цели ты ставишь перед собой, выполняя такие задания? Как ты можешь найти ответ на этот вопрос?
Задания для развития мотивов сотрудничества с одноклассниками:
- Как будем выполнять это задание: каждый попробует сам, в группе или вместе?
- Какие задания выбираешь для того, чтобы…?
- Какую работу в группе, паре ты хочешь выполнить?
- Какой вопрос возник? Кому ты его адресуешь? Как лучше организовать работу над….? Почему?
- Выбери и выполни те задания, которые тебе больше нравятся. Что тебя привлекает в них?
Цели начальной школы
1. Охрана укрепления физического и психического здоровья детей.
2. Сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
3. Формирование у младших школьников желания и умения учиться.
4. Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.
Организация деятельности:
Умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства, определять последовательность действий (отвечать на вопрос «Как я это делаю?»). Владеть способами контроля и оценки деятельности (отвечать на вопрос «Правильно ли я это делаю?»). Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. Пытаться предвидеть трудности. Учебное сотрудничество: умение работать в группе (договориться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правила и культура взаимодействия.
Личностно-ориентированное обучение требует не планирование, а проектирование.